СОКРАТИКИ (сократические школы


СОКРАТИКИ (сократические школы
) – философские школы, основанные учениками Сократа в  начале IV в. до н.э. Каждая школа развивала отдельные стороны сократовского учения, но одновременно  обращались к идеям элеатов, софистов, к восточным учениям, что искажало целостное представление об учении Сократа. К сократическим относятся Киническая, Киренская, Мегарская и Элидо-эретрийская школы.  Киническая школа – основана Антисфеном (самым ярким киником является Диоген Синопский). Название школы связано со словом«пес», которым называли киников их современники. Как и Сократ, киники обращались к проблеме общих понятий, их роли в познании ив жизни человека. Однако, в отличие от Сократа, киники пришли к выводу, что общее не существует ни ввещах, ни в человеческих поступках. Восприятию, учили они, доступны только отдельные вещи, теоретическое познание с помощью понятий невозможно (существуют отдельные реальные лошади, а слово «лошадь» –  лишь  общее имя). Вцентре внимания киников находятся этические вопросы. Счастье не может заключаться ни в наслаждении, ни в озабоченности государственными проблемами. Главное – личная добродетель, доблесть, которую можно пробудить, освободившись от  условностей, пут общественного мнения. Идеал автаркии (автономноети,самодостаточности). Сократ призывал к самостоятельности мысли, а киники – к самостоятельности  поведения,  к  уникальности  поступка  (согласно  преданию, Диоген даже умер по собственной воле в 90 лет, задержав дыхание). Представители Киренской  школы  (Аристипп,  Антипатр,  Гегесий)  помимо  сократовских идей испытали влияние  софистов, а также восточной мудрости, что привело к появлению в их философии элементов иррационализма. Подлинной реальностьюобладают лишь единичные ощущения – единственный источник знания и счастья. Индивидуальные ощущения несравнимы друг с другом. Киренаики – сторонники эвдемонизма, учения, видящего смысл жизни в счастье, которое понимается имикак, мгновенное наслаждение. Поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью (Гегесий). Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость  самообладания. Человек долженбыть господином своего  удовольствия, уметь  управлять им;  самообладание –необходимое условие счастья. Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов,  придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. . 2010.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.